Законодательные акты в области охраны памятников

Законодательные акты в области охраны памятников

Законодательные акты в области охраны памятников

В 1794 году Декрет Конвента предписал восстановление выдающихся произведений зодчества. Видный деятель Конвента Анри Грегуар говорил, что «Варвары и рабы ненавидят науки и разрушают памятники искусства, свободные же люди любят их и сохраняют».- В 1913 году, была издана хартия о недопущении хаотичного разрастания вблизи архитектурных памятников застройки, мешающей их обзору.- В 1930 году вышел закон об охранных зонах памятников архитектуры. — В 1931 году в Афинской хартии — первой международной конференции — сформулированы принципы охраны памятников культуры, в частности — запрет стилизации новой застройки в духе памятников в исторических кварталах.- В 1943 году во Франции принят закон, запрещавший переделки в зданиях, воспринимаемых вместе с памятником в радиусе 500 метров и фиксирующие объем застройки в исторических кварталах.- В 1964 году Венецианской конвенцией были провозглашены учения о реставрации памятников градостроительства и архитектуры.• идея сохранения памятника распространена с единичного объекта на весь контекст воспринимаемой вместе с ним городской исторически сложившейся среды;• сохранение памятников предполагает его «реанимацию» — оживление, использование в современной жизни;• строгая научная методология в подходе к выбору способа реставрации (консервация, документальная реставрация, реконструкция), реконструкции на основе категорий ценности памятника и внедрением современной техники изысканий и укреплений.

В 1972 голу, проведенный опрос в 21 стране на Ассамблеи Международного комитета по охране памятников (ИКОМОС) выявил несколько позиций подхода к новой застройке в районе старинных ансамблей: это либо документальная реставрация; либо роли нейтрального фона для памятников; либо стилизации в духе исторической эпохи; либо откровенно современный характер.Ведущую тенденцию мирового зодчества сформулировал симпозиум ИКОМОС в Кесересе: проектирование новых зданий в исторических ансамблях и вблизи их должно идти на языке современной архитектуры, нo в параметрах, заданных историческим окружением, с учетом этажности, объема, масштабности строя, цветовых отношений, материалов покрытий, пространственных членений и силуэта. Таким образом, осознано, что наличие прекрасной старинной архитектуры призывает к созданию полноценных работ, принадлежащих нашему веку (как сказал французский архитектор Алломар — «проблема современного здания в старинном городе, это проблема хорошей архитектуры»).Итак, высшая форма сохранения наследия — это архитектурное творчество! Но при этом любые операции в районе памятников требуют максимально высоких стандартов. В прошлом шедевры художественного симбиоза создавались на новом эстетическом созвучии и взаимодействии. Поиски гармонии в одном лишь формальном соответствии параметров — обедняют саму среду, обрекая её на безразличное сосуществование с памятником.

Памятник задает художественное «силовое поле» воспринимаемой вместе с ним среде, которая находится в единстве, в сложном напряженном взаимодействии с ним. Обезличивание среды разрывает это единство, художественный потенциал памятника не реализуется, памятник в нейтральной среде проигрывает. Рекомендуется взамен утраченных элементов среды вводить современные активизирующие элементы, без формального уподобления памятнику, но равные ему по художественной ценности. При этом сохраняется двустороннее взаимодействие: памятник — среда и среда – памятник. При синтезе с новыми художественными ценностями памятник сохраняет специфику образа и обретает новый смысл и выразительность.Таким образом, в основе синтеза — новая идея духовной общности. Архитектурное толкование её может быть двояко:1) памятник — носитель темы, среда — поле ее выразительной разработки с использованием средств композиции — ритма, напряжений, акцентов;2) среда — вторая тема в единстве старого и нового. Способы интерпретации в содержательных ассоциативных связях неисчерпаемы, но за этим должна стоять бдительность эрудита реставратора и творца. Это должно быть не сожительство, а диалог эпох. Современность всегда говорит нечто значительное, но в правильном режиссёрском толковании.

Цель реставрации, сформулированная на Ассамблее (Будапешт, 1972): — дать памятнику место в жизни современного общества, ввести его в сферу социальных функций архитектуры. Но, делая памятники активными элементами, модернизируя их для использования, надо сохранять их структуру выбором уместных функций.

В прошлом здание появлялось на свет с определенным назначением. Сегодня этот объект — художественная и историческая ценность, и назначение ему новой общественной функции должно идти без « взрыва » оболочки и изменения его облика.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит