Взаимодействие

Взаимодействие

Взаимодействие

Взаимодействие внешнего и внутреннего есть основа эстетического выражения.

«Выражение есть ни что иное, как диалектический синтез внутреннего и

внешнего, как единство и борьба противоположностей, когда все внешнее мы

начинаем ощущать своими физическими органами чувств «; К.Линч сводит

эту формулу в принцип пространственного восприятия, «которое переходит от

контактного чувства к далекому, от далеких — в символических передачах «.

А «смысл символа … соотнесен с идеей мировой целостность, с

полнотой космического и человеческого универсума «.

Но внешние и внутренние категории среды находят единство в

восприятии человека только в результате многократных сопоставлений, при которых

сталкиваются различные аспекты и внешних пространств, и «личного

кокона «. Они непрерывно изменяются в процессе ежедневной деятельности человека.

В качестве «личного кокона» выступает и комната, и внутренний дворик, и

кабина автомашины, и рабочий кабинет и т.д.. Меняются картины и

внешнее окружение, и их сопоставления с человеком, и те ассоциации,

которые сопровождают эти стыки. Столь сложная система восприятия может

функционировать только при наличии посредника, что упрощает ее путем

принятие на себя диполярного признака.

Этот посредник в латинской транскрипции получил наименование

«Медиатора». Нейрофизиология объясняет функцию посредников тем, что они

позволяют человеку сформировать в сознании картину целого по отдельным

акцентам. Теория искусств распространяет медиативный принцип на художественное

восприятия. Посредник-медиатор концентрирует в себе наиболее яркие

характеристики художественного контекста. Он создает ассоциативное поле, в

котором является своеобразным раздражителем — центром притяжения и возбудителем

ассоциативно-образного цепи.

В формировании такого центра притяжения и такого ассоциативно-образного

цепи немаловажную роль играют архетипические источника сознания. И

здесь мы опять сталкиваемся с мифопоэтической моделью мира, данного как

всеобъемлющий универсум. Осознает или нет человек в себе эту мифопоэтическую

модель, она все равно на интуитивном уровне действует, воспринимает мир и оценивает

окружающую среду под влиянием архетипов. Поэтому необходимо понять эту модель в

рамках проблемы эстетической целостности городской среды.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит