Взаимодействие
Взаимодействие внешнего и внутреннего есть основа эстетического выражения.
«Выражение есть ни что иное, как диалектический синтез внутреннего и
внешнего, как единство и борьба противоположностей, когда все внешнее мы
начинаем ощущать своими физическими органами чувств «; К.Линч сводит
эту формулу в принцип пространственного восприятия, «которое переходит от
контактного чувства к далекому, от далеких — в символических передачах «.
А «смысл символа … соотнесен с идеей мировой целостность, с
полнотой космического и человеческого универсума «.
Но внешние и внутренние категории среды находят единство в
восприятии человека только в результате многократных сопоставлений, при которых
сталкиваются различные аспекты и внешних пространств, и «личного
кокона «. Они непрерывно изменяются в процессе ежедневной деятельности человека.
В качестве «личного кокона» выступает и комната, и внутренний дворик, и
кабина автомашины, и рабочий кабинет и т.д.. Меняются картины и
внешнее окружение, и их сопоставления с человеком, и те ассоциации,
которые сопровождают эти стыки. Столь сложная система восприятия может
функционировать только при наличии посредника, что упрощает ее путем
принятие на себя диполярного признака.
Этот посредник в латинской транскрипции получил наименование
«Медиатора». Нейрофизиология объясняет функцию посредников тем, что они
позволяют человеку сформировать в сознании картину целого по отдельным
акцентам. Теория искусств распространяет медиативный принцип на художественное
восприятия. Посредник-медиатор концентрирует в себе наиболее яркие
характеристики художественного контекста. Он создает ассоциативное поле, в
котором является своеобразным раздражителем — центром притяжения и возбудителем
ассоциативно-образного цепи.
В формировании такого центра притяжения и такого ассоциативно-образного
цепи немаловажную роль играют архетипические источника сознания. И
здесь мы опять сталкиваемся с мифопоэтической моделью мира, данного как
всеобъемлющий универсум. Осознает или нет человек в себе эту мифопоэтическую
модель, она все равно на интуитивном уровне действует, воспринимает мир и оценивает
окружающую среду под влиянием архетипов. Поэтому необходимо понять эту модель в
рамках проблемы эстетической целостности городской среды.