Вопросы озеленения реконструируемых зон

Вопросы озеленения реконструируемых зон

Вопросы озеленения реконструируемых зон

С течением времени многие городские площади и открытые пространства постепенно начали озеленяться. Поначалу умеренное, декоративное озеленение со временем приобрело массовый, сплошной характер, и к настоящему времени в целом раде городов главные элементы архитектурной пространственной композиции исторического ядра оказались в плотном окружении зеленых насаждений и утратили свою роль в городском пространстве. Характер озеленения и условия видимости в исторических зонах малых городов предопределяет одну из важнейших задач озеленения и благоустройства в исторических городах, а именно реконструкцию существующих насаждений.

В отношения старых городских площадей, на которых расположены ценные памятники древнего зодчества, возможны два основных, принципиальных подхода. Первый — документальное сохранение или восстановление этих открытых пространств без зеленых насаждений с воссозданием прежнего характера их покрытия и внешнего благоустройства (например, каменного мощения). Второй путь — с элементами озеленения, но с сохранением значительных видовых перспектив панорамного обзора исторических комплексов с выделением точек наиболее впечатляющего восприятия объекта и т. д. (рис.

8). При решении вопросов сохранения ценных историко-архитектурных комплексов и их окружения особое внимание следует обратить на видовые качества зеленых насаждений, т. е. не только на их собственную композицию, но и на организацию ими пространства, сохранение значительных визуальных коридоров, видовых аспектов, создание своеобразного показа архитектуры, «запроектированного впечатления», как метко выразился Саймондс. На рисунке 9 показано построение видовых коридоров, ориентированных на исторические памятники, композиция зеленных насаждений, построенная с учетом сохранения условий восприятия памятников архитектуры. Рис.

8. Традиционная система озеленения сквера без учета условий восприятия памятников архитектуры: А – план сквера; Б – основные видовые точки. Рис.

9. Построение видовых коридоров исторических памятников:А – видовые направления с одной аллеи; Б – сводная схема видовых направлений подлежащих сохранению при проектировании сквера.

Одним из основных положений методики сохранения и реставрации ближайшего окружения памятника должен быть принцип архитектурно-художественного единства произведения зодчества и его антуража. Однако столь очевидный и ясный принцип в своем конкретном выражении применительно та реальным ситуациям получает самые неожиданные преломления. Кроме того, в современной практике широко распространена тенденция обильного, сплошного озеленения территории и ближайшего окружения ценных историко-архитектурных памятников, которая ведет к их постепенной визуальной изоляции. Это резко ухудшает условия восприятия памятников и снижает их градостроительную роль (рис. 10).Рис.

10. Характер озеленения и условия видимости в исторических зонах малых городов: а – Волоколамск, б – Звенигород, в – Руза.

При решении вопросов озеленения и реконструкции сложившихся насаждений в зонах древних сооружений должны учитываться, функциональная специфика памятников, их возраст, архитектурно-художественные, стилистические особенности, а также условия их восприятия.

Во многих древних городах наиболее значительными, центральными комплексами являются кремли и монастыри. По своей функциональной сути кремли были прежде всего оборонительными, фортификационными сооружениями. И монастыри наряду с функциями религиозных центров также играли роль крупных опорных стратегических пунктов. Поэтому в процессе реставрации и благоустройства таких памятников крепостной характер их архитектуры, очевидно, должен быть максимально выявлен и подчеркнут.Оборонительные сооружения всегда имели вокруг своих стен свободное пространство, необходимое для обзора и обстрела. Это пространство диктовалось также противопожарными соображениями. Кроме того, внешний периметр крепостных стен был часто окружен рвом с водой и бастионами, так что ни о каком декоративном озеленении не могло быть и речи. И, по-видимому, такая открытость суровой, богатырской архитектуры, ее широкий впечатляющий панорамный обзор и были наиболее характерными и присущими для кремлевских и монастырских ансамблей, наиболее выигрышными для их архитектоники.

На примере Борисоглебского монастыря под Ростовом можно очень наглядно видеть весь процесс постепенного «обрастания» зелеными насаждениями ценного исторического памятника. Необычайно мощная архитектура монастыря постепенно исчезает из поля зрения из-за непродуманной, чрезмерно плотной, сплошной обсадки зеленью: с востока слишком близко подошел большой сквер, вдоль северной стены поднимаются молодые посадки, которые в недалеком будущем, очевидно, целиком перекроют этот фронт монастырских стен; с западной стороны вплотную подошла жилая застройка, оставившая лишь узкую улочку, и, наконец, с юга, вокруг прекрасного водоема, в котором отражаются стенды и башни монастыря, посажены молодые тополя, наглухо изолирующие красочную старину от внешней среды. Ростовский кремль, тесно обстроенный с севера, запада и юга, «получил» с восточной стороны пышно разросшийся сквер, который завершил его визуальную изоляцию.Подлинное сохранение памятников архитектуры требует методически строгой, продуманной и обоснованной во всех деталях программы работ, включающей не только архитектурные сооружения, но и их ближайшее окружение. И, очевидно, сегодняшнее неумеренное озеленение многих ценных исторических памятников связано, прежде всего, с непониманием элементарных основ ландшафтного искусства, «штучным», ведомственным мышлением, царящим в области реставрации памятников архитектуры и озеленения городов. На примере некоторых крепостных ансамблей, еще сохранивших чистоту своих панорам, можно наглядно убедиться в правоте этой позиции: обнаженная мощь архитектуры Кирилле-Белозерского, Спасо-Евфимиевского, Юрьевского монастырей впечатляет и гораздо большей степени, нежели их собратья, «сидящие» сегодня в зарослях, пусть даже очень живописных (рис. 11). Поэтому необходимо проведение расчистки видовой площадки от хаотической застройки и хаотичной зарослей. Рис.

11. Расчистка видовой площадки памятника от хаотической застройки.

Стиль озеленения должен полностью соответствовать архитектурному стилю памятника. Во многих городах сохранились памятники архитектуры XIV— XVII вв., а иногда и более раннего времени, когда в градостроительстве и садово-парковом искусстве еще не получили распространения классические идеи «регулярства» И архитектура развивалась в традициях древнего зодчества, теснейшим образом связанного с живописной природой. К сожалению, на территории таких памятников, как земляные валы XII в., нередко можно встретить и регулярные аллеи, и геометрически точно очерченные цветочные клумбы (рис. 12), т. е. несоответствие стиля озеленения архитектурному стилю и возрасту памятников. Рис.

12. Несоответствие стиля озеленения архитектурному стилю возрасту памятников.

3. Режимы и приемы реконструкции застройки

Понятие «реконструкция» в смысловом значении слова трактуется как перевод латинского термина constructio, построение с приставкой re, в данном случае означающей возобновление. В архитектурно-градостроительной деятельности различают две области реконструкции:1) перестройка города архитектурного комплекса, здания и т. д., вызванная новыми жизненными потребностями;2) археологическое восстановление первоначального облика памятника архитектуры, города, селения. В отличие от реставрации такая реконструкция не предполагает практической реализации, а является результатом исследования, опирающегося на вещественные остатки памятника, письменные свидетельства, и может выражаться в составлении описания либо в создании рисунка, чертежа или модели.

Реконструкция имеет широкий диапазон разных уровней, стадий и степени воплощения от тщательной реставрации отдельных зданий до полного переустройства города в целом. Выбор реконструктивного вмешательства и его масштабы зависят от степени ценности исторического объекта — памятника архитектуры и градостроительства, его художественной роли в архитектуре города.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит