Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного

Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного

сектора | ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА | Дистанционное образование

Внешняя и внутренняя институциональная среда корпоративного сектора | ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТАКонечно, не все факторы внешней среды поддаются влиянию зрелой корпорации. Корпорация вынуждена приспосабливаться к изменяющемуся миру — модифицировать внутреннюю структуру, вырабатывать новые инструменты корпоративной власти. Поэтому уместно обозначить форму нормального корпоративного поведения как активное приспособление, имея в виду, что имманентная для зрелой корпорации тенденция к господству может достичь завершения только в идеале.

В связи с этим уточним содержание, вкладываемое в понятие «внешней» среды корпоративного сектора. В широком смысле — это вся общественная среда, в которой протекает деятельность корпораций или та ее часть, которая оказывает на них воздействие. В узком же смысле под «внешней» средой мы будем понимать те ее элементы, которые являются специфическим продолжением корпоративного сектора и выработаны самими «зрелыми» корпорациями в качестве инструментов приспособления к выживанию в «широкой» общественной среде.

Новейшим и перспективным инструментом активного корпоративного приспособления является концентрация человеческого капитала, которая становится в современных условиях главным и даже единственным конкурентным преимуществом, которое есть у компании.

Среди других новейших средств корпоративного приспособления специально отметим развитие разнообразных форм корпоративных альянсов (включая расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей) и аутсорсинг (передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании), которые меняют представление о том, где проходят границы организации.

Если корпорация перестает вырабатывать подобные средства, она, следуя терминологии системного анализа, покидает класс «целеустремленных систем» и становится легкой добычей агрессивной и быстро меняющейся внешней среды. Характерный пример — утрата лидерства многими так называемыми «олигархами» в России.

Полное определение корпорации как социально-экономического института предполагает анализ не только ее взаимоотношений с внешней средой, но и внутренней корпоративной среды, а также их взаимодействия. Организация -это среда, в которой люди работают.Рассматриваемая среда имеет свою специфическую структуру, состоящую из совокупности институциональных форм — способов, норм и правил взаимодействия участников корпоративного объединения. С этих позиций корпорация предстает как сложный институт — «форма, в которой сосредоточивается множество институтов».

Термин «среда» хотя и используется здесь в качестве тождественного понятию «институт», является достаточно расплывчатым и не в состоянии служить инструментом точного экономического анализа. Поэтому для описания корпоративного устройства экономики далее будет использоваться различение «внешних» и «внутренних» институтов.

Сформировавшийся корпоративный сектор экономики включает в себя развитую институциональную систему, состоящую из взаимодействующих друг с другом «внутренних» и «внешних» институтов. От того, каким образом соединяются «внутренние» и «внешние» элементы институциональной системы, в решающей степени зависит существование и развитие этого сектора. Он способен выполнить свое институциональное предназначение только при условии соответствия рассматриваемых элементов институциональной системе. Поэтому «успешные организации» предлагается рассматривать как «согласованные системы взаимно поддерживающих элементов».

Во взаимоотношении корпорации с внешней средой, безусловно, существует обоюдная связь. Причем в большинстве современных организационных теорий подчеркивается цен тральная роль окружающей среды в функционировании и развитии организаций, хотя и не исключается обратное их воздействие на эту среду.Идея «активной» корпорации, способной перестраивать окружающую среду в соответствии со своими целями, созвучна и тем теориям экономики фирмы, в которых «среда» определяется, прежде всего, выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости. Именно во внутренней институциональной структуре должен быть установлен источник корпоративной активности в окружающей среде.

Силой, продуцирующей перечисленные выше «внешние» институциональные средства, является так называемая «техноструктура». «Корпорация, — пишет Дж.

Гэлбрейт, — превосходно приспособлена также к нуждам техноструктуры». Ее цели являются отражением целей членов техноструктуры. А сама она служит инструментом для придания общественной значимости данным целям.

Техноструктура охватывает совокупность людей, обладающих разнообразными техническими знаниями, опытом и способностями, в которых нуждаются современные технология и планирование. Сюда входит многочисленный круг лиц (от руководителей предприятия до почти основной массы рабочей силы) — все те, кто участвует в принятии управленческих решений.

Управлять сложным корпоративным целым способна только группа людей. Процессы принятия групповых решений пронизывают всю структуру корпоративного предприятия. Причем не столь важно, какое место в формальной иерархии занимает тот или иной человек. Гораздо важнее, что для принятия решений требуются специальные знания и наличие информации. В этом случае реальная власть в корпорации переходит ко всем лицам, которые являются носителями этих способностей и информации.

Поскольку процессы принятия корпоративных решений происходят в рамках обширного человеческого сообщества, а корпоративная власть достаточно широко рассредоточена, постольку в нее должна быть внесена соответствующая организация. Техноструктура — это механизм «для группового принятия решения»

79. Но для работы данного механизма должны быть выработаны соответствующие внутрикорпоративные институциональные инструменты.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит