Специальные архитектурные требования по установлению охраны

Специальные архитектурные требования по установлению охраны

Специальные архитектурные требования по установлению охраны

Охранные зоны могут устанавливаться вокруг отдельного памятника, их групп, а также кварталов и целых районов городской застроек. Наиболее живописные и ценные участки природного ландшафта, связанные композиционно или визуально с памятниками архитектуры и составляющие их характерный антураж, также подлежат сохранению, и на их территории устанавливается строгий режим зон охраняемого ландшафта.

В пределах этих зон запрещается новое строительство и должны проводиться мероприятия по восстановлению нарушенных территорий и наиболее ответственных композиционных элементов ландшафта, реконструкция стихийно сложившихся зеленых насаждений.

В исторически сложившихся городах должны быть также выявлены зоны археологии с ценным культурным слоем. Все строительные работы на этих территориях проводятся с разрешения учреждений охраны памятников истории и культуры и только после проведения археологических раскопок и исследований. Участки с особо ценными и интересными археологическими находками (основания древнейших сооружений, остатки жилых, производственных и хозяйственных построек, захоронения) подлежат консервации и музейному показу созданием соответствующей зоны охраны археологических памятников. На остальной территории исторически сложившихся и новых городских районов, застройка которых может оказать влияние на условна восприятия памятников, устанавливается режим зон регулирования застройки.

Ближайшая к памятникам архитектуры городская застройка, непосредственно попадающая в «поле зрения» исторических комплексов, должна быть увязана с их архитектурой в высотном, масштабно-пропорциональном и цветовом отношениях.На остальную часть городской застройки распространяются ограничения преимущественно по ее высоте, но при этом в полной мере сохраняются требования диалектического единства, определенных гармонических взаимосвязей старой и современной архитектуры города, преемственности в развитии его облика.

В основу установления предельных высот современной застройки в исторически сложившихся и современных районах города должны быть заложены следующие основные условия (рис. 13):- сохранения композиционной роли древних сооружений в панорамах и силуэте города;- оптимальной экспозиции и чистоты силуэта наиболее ценных памятников и ансамблей;- сохранения масштабного окружения памятников;- экспозиционной чистоты внутреннего пространства замкнутых ансамблей (городские площади, кремли, монастыри);- сохранения важнейших визуальных коридоров и композиционных связей в исторической среде. Рис.

13. Определение допустимых высот современной застройки А – сохранение чистоты панорамы памятника; Б – сохранение масштаба его сооружения; В – сохранение экспозиционной чистоты внутреннего пространства; Г – изогипсограмма предельно допустимых уровней современной застройки; а, б, г, д, е, ж – контуры, лимитирующие высоту застройки; в – видовые точки.

С этой целью на основе тщательных натурных обследований должны быть выявлены главные направления наиболее выразительного раскрытия панорам древней части города и его историко-архитектурных памятников. С основных видовых трасс и площадок должны быть построены «теневые» проекции уровней застройки, обеспечивающих сохранение исторических сооружений в панорамах города. Сумма всех этих ограничений должна определить высотный режим современной застройки на реконструируемых и новых территориях.Последовательная и жесткая регламентация уровней застройки необходима в городах, имеющих действительно ценные законченные и целостные ансамбли исторического ядра.

В тех случаях, когда основные звенья исторической застройки пространственно разобщены и не связаны единой композиционной идеей, а также в тех случаях, когда в историко-архитектурном ансамбле утрачены важные элементы, а оставшаяся часть не представляет собой целостного единства возможно восполнение и дальнейшее развитие архитектурной композиции города с введением отдельных современных высотных сооружений. При этом выше ограничения должны относиться главным образом к рядовой застройке, а выбор места для новых вертикалей должен быть увязан с положением исторических доминант.Новая архитектурная композиция города должна строиться таким образом, чтобы в основных ее проекциях, т. е. панорамах, воспринимаемых с магистралей внешнего транспорта, водных путей и видовых площадок, ясно читались ведущие архитектурные памятники, особенно вертикали крепостных башен, церквей и колоколен, а композиция в целом была дальнейшим ясным логическим развитием исторически сложившейся. Крайне нежелательные «накладки» современных зданий на исторические сооружения как на переднем плане, так и в фоновой части панорамы города, а также неупорядоченность, случайный характер новой структуры городской застройки должны исключаться путем построения перспектив и проверки «влияния» на панораму города каждого нового здания. При этом исторические и современные доминанты должны быть увязаны между собой в композиционном отношении (рис. 14,15). Рис.

14. Варианты развития архитектурной композиции города.

А – существующее положение;Б – равномерное повышение высоты рядовой застройки. Композиционное «влияние» исторических доминант недостаточно;В – дальнейшее повышение высоты рядовой застройки. Исторические доминанты теряют свою композиционную роль;Г – постановка современных вертикалей с сохранением исторически сложившегося центрального положения памятников архитектуры;Д – активное развитие архитектурной композиции города. Исторические доминанты играю роль вертикалей второго порядка. Сохраняются условия их восприятия.

Рис.

15. Композиционная увязка древних и современных сооружений

А – существующее положение; б – неорганизованные «накладки» на памятники; в – сохранение вида на памятники, пример механического сочетания старины и современности; г – гармонизация силуэта древних и современных сооружений путем «вписывания» новой застройки в продолжение динамических кривых силуэта памятников архитектуры.Во многих городах старые улицы и дороги исторически сложились или были запроектированы с выразительной ориентацией на основные архитектурные сооружения. В качестве примеров могут быть названы: улицы Митькина (б. Нижняя) и Пушкарская в Сергиевом Посаде, с которых раскрывается красочный вид на центральную группу сооружений Троице-Сергиевой Лавры. Новая застройка вдоль таких улиц и дорог должна сохранить их видовую ориентацию, и при составлении проектов детальной планировки следует тщательно проверить перспективы, которые будут открываться при движении по ним и тех случаях, когда четкая и ясная ориентация улицы на памятники архитектуры «обита», т. е. контуры застройки срезают отдельные фрагменты памятника, а экспозиция последнего в створе улицы неорганизованна, фрагментарна, случайна возможна, а иногда и необходима корректировка направления улицы, ее ширины или фронта застройки с целью упорядочения видов на памятник в соответствии с принятой программой «раскрытия» памятника.

Следует, однако, иметь в виду, что подобные коррективы допустимы лишь в отношении улиц регулярных планов XVIII в., так как осевая ориентация пространства улиц и площадей на доминирующие архитектурные сооружения была основой регулярных планировочных систем прошлого, и имеющиеся отклонения являются результатом либо невысокого уровня проектирования либо неточного переноса проектов планировки в натуры.Такого рода коррективы недопустимы в отношении улиц, сохранившихся от дорегулярного, непланового периода развития русских городов, так как этому периоду, несмотря на очень ограниченную и выразительную связь планировки и архитектуры города, не были свойственны геометрическая точность и прямолинейность в начертании улиц и площадей и их ориентации.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит