Примеры подхода к восстановлению памятников архитектуры

Примеры подхода к восстановлению памятников архитектуры

в Венгрии, в том числе к памятникам археологического значения

Примеры подхода к восстановлению памятников архитектуры в Венгрии, в том числе к памятникам археологического значения

При реставрации зданий в Венгрии придерживаются строгой методологической системы: устраняют элементы деградации в наслоениях, сохраняя ценное и жизненное, отчетливо выделяют дополнения, чтобы исключить фальсификацию старины, ведущему к неверному прочтению памятника.

Наше время требует подлинности, достоверности, точности информации в показе объекта. Главными принципами во всех странах остаются: неприкосновенность сохранившихся частей памятника; не восстанавливаемость исчезнувшего бесследно; ограниченное заполнение пробелов, с целью лишь облегчить восприятие, проследить главные линии целого, обязательно в новой манере: отвращение к подделкам — явление абсолютно новое. От реставрации очень разрушенных зданий, руин — воздерживаются, считая, что они при этом теряют научную и художественную ценность, превращаясь в макет. Между тем, реконструкция в смысле воссоздания стимулируется поверхностным интересом «культурного туризма». Нужно ли уступать желаниям публики выдвинуть историческую иллюзию на первый план, затеять ради этого дорогостоящие работы и погубить подлинную историческую ценность неквалифицированным, как правило, подходом к проектированию и производству? Нет — даже если это пытаются сделать не только из эмоциональных, но и из патриотических мотивов!Избыток рвения к исчерпывающей реставрации опасен для памятника: но специфическая осторожность реставраторов приводит зачастую ж их отчуждению с публикой или руководством. Но, например, в Будапеште разрушенный королевский замок отреставрировали только снаружи, по документальным остаткам. «Начинку» здания составляет благоустроенный современный музей, Фрагменты стен старого замка под дворцом экспонируется в подвале, без каких — либо дополнений.

В Сехешфехерваре небольшом барочном городке, стоящей вид римский поселением, — при рытье котлована под жилой дом были вскрыты руины часовни при королевской базилике. Проект дома переработали, он был поднят на опоры и прикрыл собой законсервированные археологические раскопки. План расположенной рядом королевской базилики выложен на некоторую высоту от уровня древней вымостки и законсервирован под открытым небом. На одной из улиц этого города, посреди мостовой, были вскрыты остатки стен крипты при капелле святой Лимы. Чтобы не закрыть проезда по улице, реставраторы вымостили контур плана крипты над стенами белым камнем прямо на проезжей дороге: план утраченного здания выделяется на фоне черной торцовки. Сама капелла при реставрации предстала вдруг готическим собором в барочном футляре. Каменные готические «розы» под барочным декором оставлены два обзора в открытых зондажах.Шопрон — городок на Австрийской границе — особенно интересен разнообразием постановки и решения задач оживления и сохранения памятников и ансамблей. Так остатки римских, а над ними средневековых городских укреплений скрыты со стороны главной улицы города гладкой железобетонной поверхностью из вертикальных плит, в которой снизу как бы вырезаны и отогнуты в виде клапанов изогнутые прямоугольные участки, позволяющие подойти к кладке вплотную для изучения. Этот железобетонный «занавес» устроен с косметической целью, но не закрывает доступа к памятнику с фасада. Над стеной, на высоту всего утраченного парапета, устроена легкая пергола, увитая диким виноградом: прием, дающий представление о величине утраченной конструкции, не без попытки ее воссоздания, так как нет достаточных оснований.

Кстати, так смело и открыто вводят современные формы и материалы а памятники только две страны — Италия и Венгрия, обладающие высокими стандартами проектирования и производства, остальные придерживаются традиционных (подобных древним) конструкций и материалов.

Нельзя не отметить мастерства сохранения в Венгрии археологических памятников — культурных слоев, остатков стен. Оснований колонн, а порой лишь следов былых сооружений — фундаментных котлованов, отмосток полов. Например: в центре города вскрыли храмовый комплекс римского времени со святилищем Изиды. На обширной площади была осуществлена консервация археологических слоев и архитектурных руин, водружены упавшие колонны, святилище Изиды. Выполнена реконструкция в плане. Вблизи памятника сооружен лапидарий, где хранятся отдельные архитектурные фрагменты и археологические предметы. Расходы на консервацию быстро окупились, так как объект стал притягательным пунктом для многочисленных туристов.

Реставрационная теория предстает перед нами как бесконечный процесс развития, изменения взглядов на наследие и связанных с ними методов реставрационных работ. Развитие сложное, происходящее в постоянном преодолении указанных выше противоречий, в противоборстве тенденций, по-разному оценивающих эти противоречия. И в то же время развитие целенаправленное, путь, отмеченный рядом выдающихся несомненных успехов. Постоянно совершенствуются методы натурных и историко-аналитических изысканий, повышается научная обоснованность принимаемых решений, появляются новые приемы решения стоящих перед реставратором задач.Противоборствующие тенденции в равной степени способствуют развитию реставрационного дела. Ни один из существующих сегодня методов не может быть признан универсальным и единственно верным. В ходе Исторического развития они, благодаря совершенствованию средств научного анализа, в какой-то мере сближаются, но полностью их противоречие преодолено быть не может. Поэтому будущее реставрации видится в их диалектическом сосуществовании.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит