Общие положения
Всеобщее общественное признание в настоящем непреходящей историко-культурной художественной ценности сложившейся застройки городов России, как и во многих странах мира, всегда находились и находятся в остром противоречии с современной архитектурой.
Например: в Италии существовал «критический» подход к востановлению древних построек. Так Альберти смело «реставрирует» Санто Стефано Ротондо в духе XV века, практически перестраивает базилику св. Петра в Риме.
Только в эпоху Возрождения делается определенный шаг в сторону возникновения архитектурной реставрации, хотя в это время особо ценится и культивируется (античность) и попираются (средневековье), что отражается на восстановлении памятников. Тот же Альберти фактически «накладывает» на средневековые церкви Санта Марин Новелла во Флоренции, Сан — Франческо в Римини новые ренессансные фасады, выполненные в античном духе в 1458-1470 гг. Вплоть до XIX века «безобразное» средневековье противопоставляется прекрасной античности. С этого периода и зарождается реставрация, как область научной и художественной деятельности людей и появляются первые реставрационные работы, связанные с реабилитацией и популяризацией средневековой архитектуры и романтизма (псевдоготике, позднее эклектика) создание и сохранение руин не практиковалось.Архитектурное наследие осознается в его художественной самоценности. Зодчество начинают рассматривать в его истории, возникает представление о смене архитектурных манер. Одной из первых работ «романтического» толка была реставрация готического собора Сент — Круа в Орлеане (Франция),разрушенного еще гугенотами (рис. 2). Глубокое изучение особенностей архитектуры средневековья, происходило постепенно. Выявлялись тонкие и сложные закономерности единства частей и целого и взаимосвязи крупных масс с элементами. Накопление чисто профессиональных знаний об архитектуре прошлого, происходило одновременно с новым изменением взгляда на исторический процесс, появилась постановка задачи «Установить историческую правду, Воскресить прошлое». Заметим, что изучение, а затем воспроизведение стиля — стало основным творческим принципом реставратора, а воссоздание или завершение первоначальной авторской идеи — его целью.Решение проблемы охраны наследия имеет теоретическую и практическую проработку в разных международных конвенциях. Законодательство в области охраны наследия раньше всех стран было установлено во Франции. Поводом послужили разрушения архитектурного наследия, происходившие в первые годы революции. Были случаи сознательного разрушения древностей. В Церкви Сан Мадлен в Везле (XII) расположили конюшню, на парижском соборе Нотр-Дам в июле 1793 г. были обезглавлены статуи библейских царей. В этих условиях «вандализм породил вмешательство государства».