История становления реставрации в России

История становления реставрации в России

История становления реставрации в России

Особенности первых реставраций ХVIII века

Развитие реставрации в России имело отличия от стран Западной Европы. Если там был сформулирован и применялся археологический метод, который был противопоставлен стилистическому методу, то в России в чистом виде он получил незначительное применение.

Среди причин этого явления — определенная однородность архитектурного наследия и малочисленность памятников причисляемых к античности, а археологический метод базировался на материалах античных раскопок. Названные предпосылки привели к тому, что в начале XX века русская общественность отдавала предпочтение целостным реставрациям, допуская докомпоновки памятников по аналогиям и другие отступления от строго «археологических методов».

Первые реставрации появились в России, как и в Западной Европе, в XVIII в., появился интерес к сооружениям ушедшей культуры. В большинстве случаев к древним отечественным постройкам сохранялся больше хозяйственный интерес. Во время ремонтных работ, красивые сложные покрытия заменяли простыми четырехскатными, храмы обставляли контрфорсами, узкие окна растесывали, росписи заново переписывали, нимало не задумываясь о ценности уничтожаемого. Восстановление или воссоздание древнего сооружения в XVIII в. принималось главным образом как восстановление его цельности, представительности, богатства.

В 60-ых годах XVIII в. в связи с решением правительства о перепланировке обеих столиц Баженов составил проект огромного дворца на месте древнего Кремля. Проект предполагал снос многих его древних зданий, после которых Кремль бы изменился до неузнаваемости. Из древних построек, называемых «ветхостями», успели снести здание приказов — XVII в., Казенный двор — конец XV в., несколько церквей и часть кремлевской стены со стороны Москва реки с Таиницкой и двумя Безымянными башнями. Уничтожение кремлевских древностей не встретило одобрения среди населения. Поэтому разрушенную часть стены вскоре восстановили, а проект остался неосуществленным.

Выделяются немногочисленные примеры в этот период более бережного отношения к архитектуре прошлого. Среди них можно назвать работы по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Шатер Воскресенского собора монастыря рухнул в 1823 году. Восстановительные работы Растрелли воспроизвели лишь шатровую фору завершения, вся же трактовка архитектурных форм была уже типично барочной.

Господствующий в конце XVIII — начале XIX веков в русской архитектуре классицизм с его строгостью и единообразием форм в 30-х годах XIX века сменяется эклектикой, многостильнослью в архитектуре, тесно связанной в своей основе с романтизмом. Эклектика привлекает к убранству сооружений все «роды и жанры», в которых когда-либо «выступала» архитектура. В обиход входит определение «во вкусе». Именно во вкусе той или иной архитектурной традиции творят зодчие. Среди стилей, к которым обращались русские архитекторы-эклектики того времени, были византийские и древнерусские. Породив эклектику в архитектуре, «романтизм впервые пробудил мысль об особенностях современного общества и об его соотношении с наследием прошлого, привел к более объективной оценке каждого исторического этапа»

17.Параллельно с вольным обращением с известными «канонизированными» для того или иного «вкуса» формами архитектурного декора, появляется у отдельных энтузиастов-любителей, так называемых «дилетантов», желание узнать истинное положение вещей, открыть законы построения форм в древнерусской архитектуре, историю и истоки ее.

Таким образом, обращение архитекторов-практиков к архитектурным стилям прошедших эпох послужило стимулом к изучению истории архитектуры. С одной стороны, увлечение историзмом проникает в архитектурное творчество. В 1851 году об этом писал А. Красовский: «Нельзя не согласиться в том, что археология имела вредное влияние на развитие архитектуры как художества. Бедность творчества скрывалась под маской археологической учености. Чем менее творчества и чем более мелочного знания древностей проявлял архитектор в своем творчестве, тем больше превозносили его археологи».

С другой стороны, долгое время архитекторы, занимаясь воссозданием облика памятника, не могли освободиться от эклектики, зачастую перемешивая разновременные и разностильные детали на одном фасаде. По существу, реставрации первой половины XIX века (примерно до 1860-х годов) были свободной художественной перекомпоновкой древних форм часто в совершенно неожиданных интерпретациях.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит