Эпоха Возрождения
Серьезный перелом в отношении к художественному наследию прошлого происходит в эпоху Возрождения, ввиду осознания эстетической самоценности художественной формы прошлого, её красоты как таковой.
С одной стороны, гуманистическая культура эпохи Возрождения представляла собой определенную реакцию на иррациональную, насквозь теистическую культуру средневековья. Отсюда возникало отрицание средневекового искусства, романской и готической архитектуры. Рафаэль и Вазари, например, говорили, что готическая архитектура явилась результатом отсутствия вкуса и чувства красоты у германцев.
8Сам метод средневекового творчества, имевший ориентацию на «образцы», а не на реальный мир, осуждался и отвергался художниками Возрождения. Леонардо да Винчи говорил, что после римлян художники « все время подражали один другому и из века в век все время толкали это искусство к упадку». Иными словами, люди эпохи Возрождения мало ценили художественные достоинства памятников своего непосредственного прошлого. И в то же время совсем иным было отношение к архитектуре своего далекого прошлого — античности. Искусство этого времен» открывается как бы заново, вызывает бурное восхищение и увлечение. Зодчие и художники Ренессанса: Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Рафаэль и др. изучают, зарисовывают, обмеряют памятники римской античности. Произведение античного автора Витрувия «10 книг об архитектуре» становится настольной книгой итальянских мастеров.
Зародившееся в эпоху Возрождения стремление сохранять, а не разрушать памятники старины было новым, так как в прежние времена старая архитектура охотно разрушалась. «Именно тогда, зарождается на основе гуманистической психологии культура наших музеев и нашей охраны художественных, ламп пиков». Папа Павел II в 1468г. издает буллу об охране памятников древности. Составлен проект реконструкции Рима. Лев X задумал составить план древней части «вечного города» и поручает это Рафаэлю. Работа состояла из 2 частей — исторической и практической, где фактически установил методику фиксации памятников. При всем этом эпоха Возрождения не стала временем действительной реставрации.
Арсенал античных форм брался на вооружение зодчими Возрождения в их собственной архитектурной практике. Ценилась античность не за древность, а за «красоту и изящество».
Часто художники при восстановлении памятников применяли «критические подход» — правили пропорции древних памятников, расположение его форм, набор архитектурных деталей. Так Альберти смело реставрирует Санто Стефано Ротондо в духе ХV в., практически перестраивает базилику св. Петра в Риме.
В целом в эпоху Возрождения делается определенный шаг в сторону архитектурной реставрации. Зодчество начинают рассматривать в его истории, возникает представление о смене архитектурных манер. Но одни эпохи культивируются (античность), а другие попираются (средневековье)Возникшее во времена Возрождения неприятие к средневековому искусству очень долго царило в художественных вкусах последующих эпох, вплоть до XIX века. В начале XVIII в. итальянские архитекторы начинают признавать что архитектура многообразна и может изобретать новые правила и поэтому готические создания тоже хороши, «хотя и не точны в симметрии, но, тем не менее, не перестают быть удивительными и достойными всяческой похвалы».
Глубокой творческой переоценке готическое наследие подвергалось у архитекторов барокко. Иррациональная архитектура средневековья становилась своеобразным творческим источником, создающим бурно эмоциональную, далекую от классических канонов архитектуру этого стиля. Все эти зарождающиеся в XVII веке признаки интереса к средневековому искусству были как бы «первыми ласточками» того бурного романтического увлечения этой культурой, которое захватило последующие века.
Во время Великой французской революции произошло разрушение архитектурного наследия. Большое число древних сооружений лишилось своих прежних владельцев; дворцы покинуты или экспроприированы, церкви закрыты. В церкви Сент Мадлен в Везди (ХII в.) расположили конюшню, на парижском соборе Нотр-Дам в июле 1793г. были обезглавлены статуи библейских царей. В этих условиях «вандализм породил вмешательство государства». Начиная с 1790г. Национальный конвент издал ряд декретов, определивших меры по сохранению памятников, причем они названы были памятниками «искусства, истории и просвещения». В это же время организовывается государственная служба охраны памятников (Комиссия по памятникам, затем Временная комиссия по искусствам, а с 1830г. — Генеральная инспекция исторических памятников).Изменение во взгляде на историю в основном связано с культурой романтизма. Представители классицизма и в XVIII и в XIX вв. все еще судили прошлое по своим канонам. Всякое отклонение от них (даже такое отклонение, как барокко) казалось ошибкой, а иногда катастрофой. Естественно, что готика при этом была совершенно неприемлемой.
Однако в конце ХVIIIв. в искусство Англии, Германии и других стран приходит ранний романтизм. Если раньше историческое развитие трактовалось как прямая от античности к классицизму, теперь делается попытка связать ранний романтизм со средневековой культурой. В представлении романтиков можно было продолжать, развивать и улучшать культуру средневековья, что предопределило отношение к архитектуре средневековья: её стали не только изучать, но и пытались реставрировать.