Эпоха средневековья

Эпоха средневековья

Эпоха средневековья

В связи с полным религиозным переворотом — от язычества к христианству, отношение к античному наследию изменилось на резко отрицательное. «Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом?» вопрошает Тартулиан. Пантеон — один из крупнейших римских храмов — считался «домом дьявола», а его грандиозная нечеловеческая архитектура — делом нечистой силы. В 614 г. папа Бонифаций IV совершает изгнание из него дьяволов, которые вылетали через отверстие в куполе и переосвящает его в храм св. Марии и всех мучеников.

С другой стороны, античность была одним из истоков христианского искусства, особенно в Риме и Византии. При постройке христианских церквей использовались элементы античных зданий — колонны, мраморные плиты и т. п. Многие языческие храмы приспосабливались к христианскому культу, так было с Пантеоном. Сам Рим провозглашается уже не «Римом первых цезарей, а христианским Римом Константина». Великолепные античные сооружения украшали города а античная скульптура и классические архитектурные детали придавали богатство и роскошь средневековым храмам. Поэтому римские правители поддерживали, а не разрушали древние здания, издавали указы об их обновлении.

Христианские храмы были глубоко почитаемыми святынями и в случаи разрушения восстанавливались. Собор св. Софии в Константинополе обрушился в X в. Восстанавливались лишь пострадавшие части. Старые же сохранились. При восстановлении облик храма обновлялся, следуя архитектурным вкусам времени (детали обработки, архитектурные декорации), а элементы плана и объемная структура, как правило, сохранялись.Такую судьбу имели и многие древнерусские храмы. Церкви часто горели, гибли от врагов. Успенский собор Андрея Боголюбского во Владимире в 1185 г. погорел. Князь Всеволод восстанавливает собор, его древнее ядро, с расширением, заново украшается, становится пятиглавым.

Средневековое чувство истории уже лишено той слитности прошлого, настоящего и будущего, которое было присуще античному восприятию. Смена религий привела к духовному неприятию прошлого и порождала сознание того, что прошлое не есть лишь часть настоящего, а противостояло настоящему. Появляются предпосылки к той самой исторической отстраненности, на основе которой мною веков спустя, станет возможным возникновение научной реставрации. Дохристианское время в основном воспринималось со знаком минус, как заблуждение человечества, а христианское прошлое со знаком плюс, как священный и вечный предмет поклонения,

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит