Эпоха античности
В античной Греции, одной из самых ранних европейских цивилизаций, только с возникновением совершенных по красоте храмов, театров и других сооружений греками ощущается причастность к истории страны, чувство гордости за собственное прошлое. У Плутарха читаем: « Что всего больше радовало афинян, чем они гордились и чему всего сильнее удивлялись другие, — это великолепные храмы, в настоящее время единственные свидетели того, что минувшее прославленное величие Греции и её прежнее богатство не были вымыслом…
». В глазах потомков старая архитектура увековечивала былую славу страны, её историю.Для верующих в олимпийских богов греков, храмы, прежде всего, были божественными святынями, которые надлежало оберегать. Об этом свидетельствует практика древнегреческой архитектуры, например храм Аполлона в Бассах (V в. до н. э.). Его построил знаменитый древнегреческий зодчий Иктин на месте маленького храмика, посвященного Аполлону. Иктин целиком включил храмик в новое сооружение, его объем стал главным святилищем храма. Здесь стояла культовая статуя Аполлона. Старый храмик, по всей вероятности, в глазах греков имел собственную священную значимость и ради нее сохранялся (рис. 1). Достойным сохранения казалась не столько сама древняя архитектура, сколько духовное содержание святилища — сакральность места, связанные с ним предания, избранность жилища божеством. Внешний облик храма при этом мог изменяться, украшаться и улучшаться. Для греков древняя архитектура не только памятник, сколько живая реальность, которая живет, функционирует и украшает государство. Рис.
1. Бассы. Храм Аполлона. Фасад (реконструкция), план, общий вид.
Так же живо относились к архитектуре своих предшественников и древние римляне. Культ её сохранения и поддержания развивается еще больше, ибо архитектура в Древнем Риме призвана была способствовать славе римских императоров. Каждый император стремился оставить свой более великолепный след в «вечном городе» возводились роскошные форумы, храмы, дворцы. «Я застал Рим кирпичным, я оставляю его мраморным», — гордо заявлял Август. При этом существовали особо почитаемые и значимые постройки, поддерживать и украшать которые, из века в век было честью, и эта эстафета передавалась из поколения в поколение.
Особые правила существовали при восстановлении храмов Тацит, описывая восстановление Капитолия Веспасианом, замечает «…храм поставить на прежнем месте: боги не любят, чтобы меняли древний облик.
». Рассказ Овидия о хижине Ромула на Палатийском холме говорит о том, что она сохраняла размеры и формы. Хотя при её частых перестройках делалась всё богаче, мрамор заменил деревянные перекладины, крыша хижины превратилась в медный купол. Римляне при перестройке древних зданий по возможности сохраняли их старую структуру, объясняя это «волей богов», в чем выражался зарождающийся исторический интерес именно к художественной форме архитектуры прошлого.