Другое работы речного транспорта / Архитектура речных вокзалов
Другой особенностью работы речного транспорта является непостоянный, меняющийся уровень воды в реках. Особенно резко меняется он весной, доходя на некоторых реках до уровня на 12—15 м выше нормального. Иногда, при особенно больших разливах рек, происходят наводнения, вода выходит из берегов и затопляет прибрежную полосу городов и других населенных ‘мест.Весной, с подъемом воды в реках, начинается ледоход, причиняющий много вреда речному транспорту. Против воздействия ледохода принимаются меры, к числу которых относятся взрывание ледяных заторов, установка предохранительных ледорезов у мостов, причалов и других сооружений, подвергающихся опасности повреждения.
Но не всегда строители учитывают последствия ледохода. Например, речной вокзал в городе Калинине построен на стрелке на низких отметках при высоком горизонте ледохода. На рис. 3 показан вокзал во время ледохода — вся набережная затоплена, вода с глыбы льда подошла вплотную к зданию вокзала.
Ежегодно приходится обновлять благоустройство причалов, так как все его элементы сносятся ледоходом.
В зависимости от колебаний уровня воды с половодье, реки делятся на три группы: первая группа — реки с малыми колебаниями; вторая группа — реки со средними колебаниями; третьи группа — реки с большими колебаниями. Лишь незначительное количество рек имеет постоянный, зарегулированный уровень воды.В летние месяцы уровень воды в реках падает, н на некоторых их участках создаются неблагоприятные условия для плавания судов. Тогда производится дноуглубительные работы, состоящие в том, что грунт с мелей или перекатов при помощи землечерпалок перебрасывается на другие места, не мешающие судоходству. Осенью, после дождей, вода снова прибывает, и условия плавания судов улучшаются.
Для поднятия и сохранения постоянного уровня воды в реках строятся плотины и шлюзы.Благодаря сооружению плотин разрешается целый комплекс народнохозяйственных задач. Создаются водохранилища, перераспределяющие годовой поток, способствующие его равномерности путем задержки вод весеннего половодья. Орошаются большие площади колхозных земель, что создает необходимые условия для увеличения урожаев. Возводятся гидростанции, дающие дешевую электроэнергию для промышленности и сельского хозяйства. Повышается уровень воды в реках, и улучшаются условия плавания судов.