Противоречия между предприятием и внешней средой | ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТАРассматривая предприятие как микроэкономическую систему в процессе долгосрочных изменений, можно выделить три группы возникающих противоречий, а также противоречия между элементами в каждой из групп.
1. Противоречия между внешней и внутренней средой.
Вступая в экономические отношения с различными агентами,предприятие ставит целью максимизацию собственной прибыли. Аналогичную цель ставят другие субъекты экономических отношений. Экономические противоречия возникают в конкурентной борьбе за клиента (его денежные ср’едства), за лучшие и ограниченные ресурсы, за лучшие условия существования. Противоречия, проявляются также в использованиитехнологий (может, например, нарушиться экобаланс), в установлении целей и методов деятельности (например, несоответствие интересов) и т.п.
Противоречия между краткосрочными и долгосрочными целями. Краткосрочные цели заключаются в максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Долгосрочные цели — это цели устойчивости, снижения рисков. Принимая конкретные экономические решения (например, относительно выбора источников ресурсов, сегмента рынка и т.п.), руководитель, таким образом, решает задачу в системе критериев долгосрочной и краткосрочной деятельности, действует в системе противоречий между краткосрочными и долгосрочными целями.
3. Противоречия между целями наемных работников и целями предприятия. Цели сотрудников заключаются в максимизации вознаграждения за потраченный на предприятии труд. Цели предприятия состоят в максимизации эффекта от использования наемного труда.
Таким образом, предприятие — это определенный комплекс взаимодействующих подсистем и отношений между ними, возникающий в процессе воспроизводства общественного продукта.