Пространство посредник
При дальнейшем движении происходил переход к другой доминанте и в новом
качества. Раскрывалась «внутренняя полость» Акрополя. Мощная статуя
визуально отодвигалась, выделялся внутреннее пространство, в котором царил
Парфенон. Афина, теперь на его фронте, выступала в роли
покровительницы полиса. На следующем этапе происходила новая метаморфоза.
Парфенон осматривал уже не объемом, а экраном — строем колонн. Он вместе
со стеной Эрехтейона образовывал «коридор», через который открывалась
глубинная панорама, которая завершалась горой Ликабетас. На первом плане,
на фоне далеких холмов появился алтарь Афины. Он наделялся особым
значением. Здесь стыковались различные функции многоликой Афины, отраженные на
восточном фронтоне Парфенона, в главной статуи Афины Промахос, в статуях
в наоса храмов. Изображение Афины отправляли и до знаменитого огня
Гестии, по функции покровительницы полиса. А огонь Гестии был центром
Вселенной, центром полиса в притания на агоре, и центром жилищного
дома.
В этом месте пересекались внешние и внутренние пути движения, включая
вход в Наоси и выходы, стыковались внешние панорамы и интерьерные
кадры. Здесь процессии возвращались в обратном направлении, к Пропилей и к
морю, из которого впервые раскрылся Акрополь со статуей Афины Промахос. И в
заключительной морской панораме, на этот раз — с площадки Акрополя, Афина
Промахос снова получала обычную для нее главную роль. На этот раз она
выступала посредником между полисом и окружением. Эти сложные ассоциации
сочетали в сознании грека полярные по масштабу структуры: регион,
Акрополь и агору, полис и дом.