Мировое дерево
Отметим, что идея Мирового древа, мировой горы, световой колонны
своеобразно объединяет концепции гносеологии, структурной антропологии,
нейрофизиологии о функции посредника в отношениях человека с миром. Во всех этих случаях посредник-медиатор (мифопоэтическая
«Мировая гора» или нейрофизиологический «акцент») предстает как центр,
от которого разворачивается пространство. Здесь «земля встречается с небом». Это
сакральное место, огороженное и выделенное из профанной периферии. Центр
семантически соотносится с «верхом» (благо, порядком), периферия — с
«Низом» (взлом, беспорядком-«спутанностью»). Их символы — свет и тьма.
Подобная семантика наделяет центр качествами космоса, а периферию — качествами
хаоса.
Это — вечное неподвижное сакральное
время начала образования, время божественного бессмертия (время «верха»). Но он
может стать и эсхатологическим времени (время «снизу») ускоренно мелькающим или
идущим назад. В силу этого сакральный центр-середина с его
амбивалентностью и соотнесенность с вечностью диаметрально
противопоставленной повседневному бытию. Он словно «вынут» из реальности,
в нем «перевернутые» земные явления, в него внесены элементы
«Спутанности», характерные для первичного хаоса. Таким образом, в
сакральном центре соединяются противоположные начала, что характерно для
медиатора.