Метод средового проектирования
Архитектурное проектирование.
В рамках системы «среда-человек» (по В.Л.Антоновим) .
Воздействие на человека архитектурной композицией осуществляется в
пространственно-временной форме: по сравнению от предыдущих и последующих впечатлений,
сменяющие друг друга в разных ритмах. Даже при движении по одному
маршруту (т.е. при линейном развитии композиции) эстетическая целостность
осознается не как сумма кадров, а как метафора. Уже на этом
простейшем уровне действуют принципиально иные законы, чем в восприятии
чертежи фасада или макета, осматривают «одним взглядом». Но в
любой архитектурной среде — в городе или дома —
сочетаются различные виды и маршруты движения. Впечатления по разным маршрутам
непосредственно не связаны между собой. Для их эстетического единства нужно
сложное многоступенчатое обобщение, памятный отбор наиболее
ярких и характерных воздействий. При их обобщении в сознании человека
происходит то, что в теории информации назвали укрупнением эстетической
информации, переходом от символов к над-символов, от композиции
маршрутных фрагментов в композиции архитектурной среды.
Таким образом,от понятие целостности возникает механизм преобразования
фрагментов речи, развернутых во времени и пространстве, в определенное вневременное
единство.
В описаниях, приведенных выше, исчезают предметные подробности, и дается
синтезирующая «художественная доминанта» (по Христиансеному) или «ведущая художественная
тема «(по Жолтовскому).