Грузозахваты
Грузозахваты представляют собой комплексные устройства, сос-
тоящие из стропов, траверс, такелажных скоб, соединений кана-
тов, балочных конструкций, замков автоматики, чалочных крюков
и других элементов.
Стропы, траверсы, захваты соединяют поднимаемые грузы (кон-
струкции, (оборудование, контейнеры и т. д.) с рабочим органом
(крюком) /рузоподъсмнон машины.
Основным требованием к грузозахватным устройствам, приме-
няемым при монтаже, является их абсолютная надежность —
полное исключение произвольной расстроповки, поломок н непола-
док деталей устройства, обеспечение безопасности ведения работ и
сохранности перемещаемого груза. Грузозахватные устройства дол-
жны соответствовать условиям экономичной эксплуатации и
современной технологии производства работ.
По назначению грузозахватные устройства разделяют на уни-
версальные и специальные. Универсальные предназначают-
ся для работы с различными грузами, имеющими идентичные па-
раметры и свойства, специальные для работы с конкретными
грузами и проектируются с учетом их параметров и конструктивных
особенностей. Обычно управление работой грузозахватных уст-
ройств выполняется такелажником вручную непосредственно на
месте нахождения груза, что увеличивает трудозатраты и снижает
эффективность устройства. Дистанционное управление грузозахват-
ным устройством оказывается более эффективным и надежным,
чем ручное.
Поставленная задача механизации и автоматизации операций
при производстве монтажных работ решается с применением сле-
дующих приводов грузозахватных устройств: механический, грави-
тационный, электромеханический, электромагнитный, гидравличе-
ский, пневматический. Однако при использовании даже наиболее
распространенных механических и гравитационных приводов воз-
можна самопроизвольная расстановка, поэтому их дублируют с
ручными устройствами. Другие виды приводов требуют обязатель-
ного наличия проводов, кабелей или шлангов, что создает громозд-
кость системе и затрудняет раооту с устройством.
Грузозахватные устройства конструктивно выполняются с гиб-
ким и жестким подвесом рабочего органа. Жесткий подвес пред-
почтителен при автоматизированной строповке и расстроповке
грузов. При монтаже пока еще наибольшее применение имеют гру-
юзахваты с ручным, частично дистанционным и полуавтоматнче-
СКНМ управлением- и ограниченно используются полностью автома-
тизированные устройства. Технология ведения работ и конкретные
схемы строповки груза определяю! величины и характер приложе-
ния рабочих нагрузок, а также обусловливают размеры грузозах-
ватов и материалы, из которых они изготовляются.