Эксплуатационные расчеты мореходных характеристик судна
Так как грузовая шкала построена для судна с жестким корпусом, имеющего посадку прямо и на ровный киль, а при произвольной загрузке судно может иметь и дифферент, и изгиб, то при определении водоизмещения с помощью грузовой шкалы по средней осадке допускается погрешность. Ее причиной является отличие средней осадки судна от его осадки на ровном киле при том же водоизмещении, вызванное дифферентом, изгибом корпуса и положением марок углубления.
При малом дифференте судна ось равнообъемного наклонения согласно теореме Эйлера проходит через ЦТ площади действующей ватерлинии. Поэтому осадка, измеренная при ЦТ площади ватерлинии, не меняется, и с этой осадкой следовало бы входить в грузовую шкалу для определения водоизмещения. При больших дифферентах судна из-за развала бортов в оконечностях ЦТ площади равнообъемной ватерлинии перемещается по «катящейся» кривой, что дополнительно смещает сечение, в котором осадка не изменяется. Но в грузовую шкалу входят не с этой осадкой, а с Тср, которая представляет собой осадку на середине расстояния между носовой и кормовой марками углубления, по которым сняты осадки оконечностей.
Кроме того, необходимо учитывать, что корпуса судов, особенно имеющих большую длину, в зависимости от загрузки могут получать прогиб или перегиб, что также существенно изменяет осадку.Погрешности водоизмещения, определенного по грузовой шкале, исправляют введением поправок.
Учитывая поправки на обводы корпуса в оконечностях ∆Dобв = 100q∆T1 водоизмещение приводит к осадке, измеренной в плоскости мидель-шпангоута. Вычисленная по осадкам, снятым по маркам углубления в оконечностях, Тср соответствует осадке, измеренной на расстоянии 0,5 (lи — lк) от миделя, а разность между осадкой на миделе и средней ∆Т1 = 0,5(lн — lк) Так как tgψ = d/L, где L — длина судна между перпендикулярами, то ∆T1 = 0,5(lн — lк) d/L, а выражение для поправки к водоизмещению на обвoды корпуса в конечностях
Учет поправки на дифферент ∆Dдиф приводит водоизмещение к осадке при ЦТ площади ватерлинии судна на ровном киле: